Главная \ Интересное \ ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА БАЛХАР В ДАГЕСТАНЕ

Интересное

« Назад

ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА БАЛХАР В ДАГЕСТАНЕ  26.12.2014 05:47

Балхар издавна славился производством керамических изделий, и еще совсем недавно гончарное производство в нем процветало. В 30-х гг. ХХ в. исследователь промыслов Дагестана Е. Шиллинг писал: «…присмотревшись внимательнее к массе развернувшихся перед вами построек, вы различите в ней, в разных местах не менее 25–30 разбросанных куполообразных сооружений, напоминающих купола шиитскихмечетей Дербента. Это именно то, чем, собственно, глубоко интересен и своеобразен Балхар. Каждый купол - это чара – печь для обжига гончарных изделий»
По сообщению Р.Г. Магомедова, еще в 1960-х гг. женщины и мужчины развозили балхарскую керамику по селам Дагестана на лошадях и ослах и, чтобы дети не кидали в изделия камешки, дарили каждому по свистульке. Изготовление глиняных игрушек также издревле практиковалось в Балхаре.
По сообщению Е. Шиллинга, в 1930-х гг. было «около 360 дворов с населением до 1500 человек. Основные занятия – сельское хозяйство земледельческого уклона и кустарное керамическое производство, охватывающее почти поголовно всю женскую часть Балхара, которая, разумеется, не освобождена и от обычных домашних и полевых работ» .В настоящее время в Балхаре находится комбинат по производству гончарных изделий, которым руководит А.К. Газимагомедов. В селе, как на комбинате, так и дома (но не постоянно) изготовлением керамики занимаются ок. 30 гончаров-женщин. Традиционно здесь гончарное дело – сугубо женское занятие, для мужчин оно считалось постыдным. В Балхаре девочек с семи-восьмилетнего возраста начинали обучать их бабушки. Сейчас можно осваивать гончарное дело и на комбинате.
Обучение продолжается 14–15 лет. Современные гончары разного возраста: есть как очень молодые, так идостаточно пожилые. А.К. Газимагомедов, местный житель, окончил художественное учебное заведение в Москве, вернулся в село, обучился, несмотря на традиции, гончарному делу, и всю свою жизнь посвятил оживлению постепенно умирающего производства.
Ассортимент изготавливаемой в Балхаре керамики достаточно разнообразен (рис. 1). До сих пор производятся многие традиционные виды посуды: накIрищу – кувшин для хранения молока и сбивания масла (в сосуд наливали молоко, накрывали крышкой и долго взбалтывали); къуткъа – кувшин для хранения жидкости, который также использовали для того, чтобы носить на поля работающим там воду и хлебный квас; къукъу – сосуд для хранения сыпучих продуктов и молока; калла – емкость для молока, бузы и творога; урша – кувшин для переноса воды из родника; къюнари – сосуд для умывания и питья воды; чачжин и кIартташи – кувшины, используемые для хранения бузы и разли-вания из них по маленьким кружкам; кутча – сосуд для молока, используемый во время доения; хIяллариту – емкость для процеживания бузы. Новшеством является производство декоративных ваз и горшков для цветов, а особой сферой производства – изготовление разнообразных игрушек и сувениров. Лет десять назад в Балхар привезли заграничное оборудование с целью усовершенствовать процесс изготовления керамических изделий, поскольку у балхарцев сохранилось очень много архаичных черт в техническом оснащении производства. Но это нововведение не прижилось.
Исходное сырье.
По сообщению А.К. Газимагомедова, в районе Балхара имеется более 15 видов глин. В основном глину добывают в 2 км от села в долине (глина – арщи, глинище – кунариялу). Для придания формовочной массе необходимых свойств в ее состав вводят различные виды глин: тощие и жирные. Затем ее замачивают и перемешивают ногами. По сообще- нию А.К. Газимагомедова, раньше в селе бытовало мнение, что «жениться надо на женщине с большой стопой, т.к. она лучше будет месить глину».
Инструментарий.
Для изготовления сосудов используются следующие инструменты.
1. Ручной гончарный круг (жуллаг). Его высота ок. 30 см, и во время работы за ним гончар сидит на подушках. Используются круги как с динамической (вращающейся), так и со статической центровочной осью.
Рабочий диск сделан из древесины, центровочная ось и опорный подшипник центрального действия – из металла. Остальные части круга могут быть как металлическими, так и деревянными. Толщина диска 4 см, диаметр 36 см. Еще недавно использовался гончарный круг, который был настолько низким, что его вращали не только рукой, но и «мягкими толчками правой ноги» . По свидетельству гончара Х.А. Алибечевой, от такого способа вращения отказались, потому что «так тяжелее». Зафиксированный мной подобный гончарный круг высотой примерно 18 см был полностью деревянным (кроме подшипника), имел статическую центровочную ось и диск толщиной 3 см, диаметром ок. 36 см. Аналогичный круг, описанный Е. Шиллингом, вращался просто «вокруг деревянного гвоздя (вертикальной оси)»
2. Простые железные и деревянные (таннульчиля) ножи. Они используются для обстругивания стенок сосуда; срезания его с гончарного круга; нанесения насечек для лучшего соединения частей изготавливаемого изделия; удаления остатков глины с гончарного круга.
3. Деревянный инструмент в виде стержня с серповидным окончанием (пальчан) [Там же]. Он может быть разных размеров и применяется для придания изделию нужной формы, в основном для расширения стенок сосуда.
4. Сердолик, насаженный на металлический стержень с рукоятью, для лощения изделия.
5. Кусок войлока для заглаживания сосуда, придания окончательной формы отдельным его частям.
6. Волос из хвоста лошади, используемый для срезания кромки венчика.
7. Заостренная деревянная палочка с глиняным ограничителем для конструирования носика сосуда.
8. Емкость с двумя подтреугольными прорезями по бокам (куц), используемая в качестве подставки при изготовлении поддона, а также росписи сосуда.
9. Кисти из волос гривы осла. Ими расписывают изделия. Гончары делают эти кис-
ти сами. Изготовление сосудов (рис. 3). Перед началом работы гончарный круг смачивают водой и ножом соскребают остатки глины, оставшейся от предыдущей работы. Затем в центр круга насыпают золу из домашней печи, чтобы проще было потом снять с него изделие. Приемы вытягивания глины не используются. В руках из комка глины делается круглая заготовка для днища (чIан). Затем она помещается в центр круга на золу и разравнивается кулаком. Днище примазывается к поверхности круга и центрируется: одной рукой крутится круг, а пальцем другой отсекается по краям излишек глины. Затем выдавливается начало емкости (донно-емкостный начин). К нему по спирали изнутри наращивается первый жгут (его длина 15–20 см, толщина 2–4 см). Место соединения сразу же замазывается, но только с внутренней стороны сосуда. Затем так же наращиваются последующие жгуты. При создании закрытой формы они наращиваются только изнутри, но гончар одновременно надавливает на стенки сосуда, расширяя их. Когда конструирование тулова (чурх (ку)) завершено, стенки обстругиваются ножом и все тулово заглаживается куском войлока. Перед наращиванием более узкой верхней части сосуда (шейка- ссурссу) на поверхность кромки нижней части с внешней стороны ножом наносятся насечки. Венчик (барт) выравнивается путем срезания его кромки либо ножом, либо волосом и также заглаживается куском войлока. После этого внутрь сосуда вставляют деревянный инструмент с серповидным окончанием и с его помощью, надавливая на стенки изнутри, расширяют изделие. Более сложная форма придается сосуду путем моделирования его профиля куском войлока при медленном вращении круга. Аналогичным образом отгибается наружу и венчик. На месте будущей ручки (кёй) на стенке сосуда делаются насечки и небольшое вдавление. Затем из глины раскатывается жгут, на его конце делается конусовидный выступ, который вставляется в углубление на стенке, после чего ручке придается необходимая форма.
Для создания носика берется кусок глины конусовидной формы и протыкается в центре специальной заостренной палочкой, снабженной ограничителем. На этой палочке носику придается окончательная форма. В стенке сосуда ножом вырезается круглое отверстие, к нему приставляется носик и примазывается с внешней стороны. В конце работы с придонной части сосуда ножом срезают лишнюю глину и снимают изделие с гончарного круга. Только спустя сутки к частично подсохшему сосуду приделывают поддон. Для этого изделие ставят кверху дном в емкость куц так, чтобы выступающие детали (ручки, носик) попали в ее прорези, и закрепляют глиной. Сама емкость, в которой стоит сосуд, также примазывается к кругу. Затем с придонной части изделия срезают верхний подсохший слой глины. На днище делаются насечки ножом. На это место накладывается и примазывается новый жгут, из которого формуется поддон. Затем поддон и придонную часть изделия вновь заглаживают войлоком. Сосуды сушатся только в помещении. В процессе сушки их поворачивают. Спустя один-два дня слегка подсушенную поверхность подвергают лощению. После того как сосуд полностью высох, его расписывают белой и красной тонко отмученной глиной. Но если изделие должно иметь ручку, то его верхняя часть расписывается сразу после изготовления, а уже потом приделывается ручка. Это хорошо заметно на всех изделиях. Роспись посуды сугубо традиционная. На внутренней стороне венчика рисуется знак мастерицы.
Обжиг посуды. Он производится как на комбинате, так и в горнах, находящихся во дворах гончаров рядом с домами (рис. 4). У комбината имеются два слегка углубленных в землю горна (чара). Первый –по объяснению А.К. Газимагомедова, «балхарский» – традиционный, с вертикальным движением горячих газов (его высота 240 см, диаметр 210 см). Внизу располагается топочная камера (лувалу), которая отделе-на от обжиговой (ялаву) теплопроводно-разделительным блоком (дно – чIан). Горн сложен из кирпичей, обмазанных смесью глины с соломой (толщина стенок 50 см). Кирпичная кладка изнутри обмазана глиной. Теплопроводно-разделительный блок, подпертый снизу столбом, по сообщению мастера, сделан из прутьев, которые укладывались как спицы колеса в момент возведения горна, после сооружения топочной камеры.
Прутья обмазывались толстым слоем глины, потом промежуточные пространства закрывались таким образом, что оставались только отверстия-продухи (кутру) для прохода горячих газов из топочной камеры в обжиговую. Центральные продухи круглые, диаметром 10–15 см, а боковые полукруглые – 20 см. Теплопроводно-разделительный блок мастер назвал колосником. Дымоотвода и смотрового отверстия нет. Эти функции выполняет отверстие (55×54 см) для загрузки керамики (хуллу), которое во время обжига закрывается не полностью. Строго под ним в топочной камере находится загрузочное отверстие (46×37 см) для топлива. Одна стенка горна составляет единое целое со стеной комбината. Подобный горн находится во дворе дома одной женщины-гончара и вплотную примыкает к каменной ограде. Сложен он из камня, снаружи обмазан глиной, смешанной с соломой. Наверху обжиговой камеры, в том месте, где ее сужение переходит в плоскую крышу горна, имеется небольшое отверстие со вставкой в виде металлической пластины с загнутыми краями, выполняющее роль дымоотвода. Аналогичный по конструкции, но маленький каменный горн со сводчатой крышей, предназначенный для обжига игрушек, находится на краю селения.
Рядом с действующими горнами находятся остатки старого, кирпичи от которого пошли на постройку новых. Над «балхарским» горном имеется недостроенный навес. Дополнительно горн накрывается полиэтиленом. Время службы горна 20–30 лет, в течение которых он несколько раз обмазывается смесью глины с соломой. Раньше все горны делали из камня, и они достигали 4 м в высоту [Там же, с. 19]. Сооружали их те же люди, которые строили дома.
В заключение отмечу, что за 70 лет, прошедших со времени посещения с. Балхар Е. Шиллингом, в технологических приемах производства керамики мало что изменилось. Прежними остались способы обработки сырья, обжига изделий в горнах и, что особенно интересно, навыки конструирования сосудов – сохранилась налепочная технология изготовления посуды без применения методов вытягивания на гончарном круге. Изменения коснулись в основном технических приспособлений: гончарный круг обогатился металлическими деталями, в т.ч. подшипником; усложнилась конструкция горна. Приведенные этнографические данные могут помочь в интерпретации археологического материала, связанного с гончарным производством.

(Выдержки из статьи "ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА БАЛХАР В ДАГЕСТАНЕ Н.Ю. Петрова, Москва)